Аудирование

Рекомендации по развитию навыков аудирования


  • Слушать каждый день, хотя бы 5 минут.
Это, пожалуй, одно из самых  важных правил. Понимание устной речи – это один из навыков владения иностранным языком (наряду с письмом, чтением, говорением и переводом). Психологами доказано, что навыки формируются только ежедневно. При занятиях аудированием не должно быть праздников, выходных. Помимо прочего, это имеет очень хороший дисциплинирующий эффект, без которого не возможно выучить ни один язык!

  • Выделение структуры предложения.
Это тоже эффективно: при аудировании нужно постоянно концентрироваться на подлежащем и сказуемом. В каждом предложении! Они формируют как бы «хребет». Если их понять, то, по крайней мере, основная мысль предложения не уйдет. Фокусируясь на них, остальные элементы структуры (то есть члены предложения и обороты) как бы «надеваются на этот хребет», то есть воспринимаются сквозь призму подлежащего и сказуемого.
  • Пересказывание
Очень рекомендуется пересказывать как совсем большие отрывки, так и совсем маленькие. При пересказе надо как бы удалиться мысленно от контекста и сконцентрироваться на своем языке, то есть, проще говоря, пересказывать своими словами. Вся концентрация – на подбор лексики, структуру предложений, грамматику, собственные мысли.
  • В начале – детальная проработка
   Начинать занятие аудированием желательно с детальной проработки небольших фрагментов. Если не понятно предложение, нужно прослушать его еще и еще раз. Если все-таки нет понимания, то заглянуть в текст и проанализировать, почему фраза не была понята. Как правило, фраза или предложение бывает непонятно по нескольким причинам:
•    незнакомое слово или выражение. Решение: аудирование должно сопровождаться активной работой со словарем. Незнакомые слова нужно выписывать, особенно если одно и то же слово часто встречается или играет важную роль в контексте. Однако занятие аудированием не должно превратиться в сплошную работу со словарем. Многие слова можно и нужно пропускать. Важно найти баланс, при котором не теряется интерес к прослушиванию.
•    имя собственное или незнакомая реалия
Очень часто имена собственные и реалии я принимал за незнакомые слова, пытаясь их понять, привязать к контексту.
•    выделить часть слова из непонятного длинного
Иногда достаточно мысленно раздробить слово на составляющие, чтобы оно из загадочного ребуса превратилось в понятные слова.

•    выделение подлежащего и сказуемого (см. раньше)
•    нечеткое произнесение и оглушение отдельных согласных и гласных
Знакомое слово часто трудно узнать, когда очень быстрая речь или есть оглушения. Можно постараться прокрутить в голове разные гласные и согласные слова. Возможно, слово приобретет правильный смысл.
  • В конце – свободное прослушивание
    Время детальной проработки трудно определить однозначно. Это может быть 10 минут или 40 – в зависимости от ситуации и желания. Как правило, потом голова начинает удивительным образом подстраиваться (но только при ежедневном прослушивании) и часто достаточно свободно понимать содержание. Во время детальной проработки, вы как бы «настраиваетесь на волну английской речи». Потом нужно слушать более длинными отрезками и меньше заглядывать в словарь. Обычно это чувствуется естественно. Однако если есть кардинальное непонимание, лучше периодически заглядывать в текст или словарь.
  • Использование словаря и текста
     Аудирование и выучивание слов должно проходить параллельно. Если не знаешь слово, то понять его достаточно трудно, поскольку нужно слушать дальше.  Но наращивание лексики – это очень важно.
  • Поверхностное (фоновое) прослушивание
     Это очень полезно. Поверхностное прослушивание проводится в отношении фрагментов, которые были прослушаны и проработаны раньше. Содержание и лексика должны быть уже знакомы, поэтому проводится достаточно расслаблено и в отношении достаточно больших фрагментов. Пожалуй, занятие лучше даже начинать с него, то есть с повторения (хотя бы чуть-чуть) предыдущих фрагментов, а потом уже переходить к детальной проработке. Полезно также  заниматься поверхностным прослушиваниям, делая что-то другое параллельно (например, уборкой комнаты). Однако при других упражнениях лучше полностью концентрироваться на аудировании!
  • Несколько произведений одного автора
Полезно слушать подряд 4-5 книг одного автора. Только тогда хорошо усваиваешь его лексику, быстрее наращивается результат. Однако не стоит и увлекаться. После нескольких книг полезно переключиться на совершенно другой тип литературы. Например, с английской классики – на современную американскую литературу.
  • Получать удовольствие!
Наверное, самое важное все-таки, это получать удовольствие от прослушивания. Без этого очень трудно тренироваться!


Полезные ссылки:

5 комментариев:

  1. Я думаю, этот раздел очень полезен и интересен при изучении английского языка. Ведь для того, чтобы понимать английскую речь и говорить на данном языке, необходимо регулярно слушать эту речь, в чём может помочь этот раздел. :)

    ОтветитьУдалить
  2. Я выполнила номер 1,очень полезная вещь!Стало лучше произношение!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень помогает, произношение становиться правильное, очень полезно!

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо, это очень полезные и действенные советы по развитию навыков аудирования, узнала много нового.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Елена Евгеньевна за этот чудесный сайт. Здесь можно найти много чего интересного и полезного. Я выполнила задание 1 и поиграла в игры на внимание. Я узнала как произносятся многие слова правильно и мое произношение стало на много лучше.

    ОтветитьУдалить